Педагогический проект «Реализация модели патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях тематического дня»

Сроки реализации педагогического проекта: 2023 – 2026 годы

Педагогический проект реализовывается с воспитанниками от 3 до 6 лет

Актуальность

Проблема патриотического воспитания является частью государственной политики Республики Беларусь, а также одной из приоритетных задач в системе образования. В пункте 2.1 статьи 17 Кодекса Республики Беларусь об образовании определена задача воспитания гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии. В учреждении дошкольного образования данное направление является одним из составляющих в системе воспитательной и идеологической работы, так как дошкольное образование первая ступень воспитания основ патриотизма и гражданственности дошкольников.

Учебная программа дошкольного образования и образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает реализацию ряда задач патриотического воспитания дошкольников: формирование представлений о родном городе, стране, социокультурных ценностях народа, воспитание уважения к государственным символам Республики Беларусь, формирование чувства этнической принадлежности и осознание себя гражданином Республики Беларусь т.д.

Очевидно, что нравственно-патриотическое воспитание можно считать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм».

Необходимо отметить в 2022/2023 учебном году в целях совершенствования работы по патриотическому воспитанию проведена корректировка содержания раздела «Социально-нравственное и личностное развитие» учебной программы дошкольного образования. При этом, начиная со средней группы (от четырех до пяти лет), в указанный раздел включен новый образовательный компонент «Основы гражданско-патриотической культуры», в средних и старших возрастных группах предусмотрена организация праздников «День Победы», «День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь», «День труда», торжественных мероприятий в дни государственных праздников и общереспубликанских праздничных дней (День народного единства, День Конституции, День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь, День Независимости Республики Беларусь (День Республики).

Согласно программе патриотического воспитания населения Республики, Беларусь на 2022–2025 годы понятие «патриотизм» рассматривается как духовное достояние личности, характеризующее высший уровень ее развития, осознанная повседневная деятельность гражданина во благо Родины.

В работе с детьми дошкольного возраста основное внимание уделяется ознакомлению воспитанников со своей страной, формирование представлений о себе как гражданине Республики Беларусь, части белорусского общества, носителя его культуры, воспитанию уважительного отношения к государственным символам. Данные аспект прослеживается в исследованиях белорусских и российских ученых, практиков (Р.И.Жуковской, Н.Ф.Виноградовой, С.А.Козловой, Н.В.Мельниковой, Л.Е.Никоновой, Л.Н.Воронецкой, Д.Н.Дубининой, Н.Ю.Ясевой и др.).

Это подтверждает необходимость рассматривать систематическое и целенаправленное патриотическое воспитание как одну из основных задач в учреждениях дошкольного образования, с использованием разнообразных средств, методов, форм по ее реализации.

Белорусскими педагогами подготовлены разнообразные программы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Так, Д.Н. Дубининой была разработана историко-краеведческая программа воспитания детей старшего дошкольного возраста «Мы – беларусы», предполагающая изучение родной страны посредством краеведения. Учеными-практиками Л.Ладутько, С.Шкляр разработана программа «Мая Радзіма – Беларусь», основными задачами которой являются формирование представлений о себе как части белорусского общества, носителя его культуры, чувства национального самосознания, знакомство с белорусским народным творчеством, традициями, праздниками. В.Столерава разработала программу «“Залатая рыбка” – аб нашай Радзіме», в которой представлена система работы по приобщению детей дошкольного возраста к историко-культурному наследию Беларуси.

Признание приоритета патриотического воспитания, многоаспектность понятия «патриотизм», специфика дошкольного возраста, требования педагогической науки заставляют осуществлять эффективный поиск современных средств для реализации данного направления.

Необходимо отметить, согласно требованиям учебной программы дошкольного образования, в дошкольном возрасте у детей формируются представления о народных, государственных, общереспубликанских праздничных днях, каждый из которых имеет свою историю и традиции.

Обеспечить качество образовательного процесса в данном направлении позволит интеграция содержания образовательных областей учебной программы дошкольного образования («Ребенок и общество», «Развитие речи и культура речевого общения», «Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін», «Изобразительное искусство», «Музыкальное искусство», «Художественная литература»), разнообразие видов детской деятельности, сотрудничество педагогических работников с родителями, взаимодействие с социумом. С учетом обозначенного аспекта эффективным средством в данном направлении является организация тематических дней для познавательного и творческого развития ребенка, способ включения дошкольников в продуктивную деятельность, связанную с подготовкой и проведением мероприятий, посвященных праздничным датам. Кроме того, система организации образовательного процесса с включением тематических дней предусматривает: комплексное тематическое планирование, интеграцию образовательных областей, разнообразие видов детской деятельности и форм их организации.

Таким образом, разработка системы и организации тематических дней, мероприятий, посвященных государственным праздникам, общереспубликанским праздничным дням, белорусским народным праздникам позволит обеспечить интеграцию образовательных областей учебной программы дошкольного образования, разнообразие видов детской деятельности и форм их организации, а также будет способствовать формированию у детей дошкольного возраста основ гражданственности и патриотизма, повышению психолого-педагогической компетентности педагогических работников и родителей в данном направлении.

Цель: патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях тематического дня.

  1. Создать модель организации образовательного процесса по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях тематического дня.
  2. Внедрить в образовательный процесс систему тематических дней как средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
  3. Создать условия для реализации задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности.
  4. Повысить профессиональную компетентность педагогических работников в вопросах патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях тематических дней.
  5. Создать условия для реализации творческого потенциала педагогов в процессе разработки методических материалов, программы проведения тематических дней.
  6. Усовершенствовать развивающую предметно-пространственную среду по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
  7. Обеспечить получение обратной связи от детей и родителей посредством оформления онлайн-рекомендаций по организации дней, посвященных государственным праздникам, общереспубликанским праздничным дням, белорусским народным праздникам.
  8. Оценить результативность реализации педагогического проекта
свернуть