Летний оздоровительный период

Осторожно - лето!

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

 

Летние каникулы – долгожданное время для мальчишек и девчонок. В то же время именно летом увеличивается количество несчастных случаев с участием несовершеннолетних. Задача взрослых  - уберечь  их от необдуманных поступков и научить безопасности. Для этого вспоминаем простые правила вместе со спасателями. 

Умеет ли ребенок вести себя, знает ли правила безопасности – это то, о чем необходимо поговорить в первую очередь. Представляем вам памятку к летним каникулам, с темами на которые следует обратить внимание.

ДОМА

1) Ребенок младшего школьного возраста должен знать домашний адрес и номер телефона. Научите его пользоваться мобильным, чтобы при необходимости он мог позвонить в службы экстренной помощи, а также вам на работу. Возле телефона закрепите лист бумаги со всеми необходимыми номерами. Расскажите ребенку, при каких обстоятельствах ими можно воспользоваться.

2) Объясните ему, что в случае пожара необходимо выбегать на улицу и звать на помощь, ни в коем случае нельзя прятаться.

3) Спички и зажигалки храните в недоступных для детей местах.

4) Не разрешайте своему ребенку самостоятельно пользоваться газовыми и электрическими приборами, топить печи.

5)  Ни под каким предлогом не оставляйте без присмотра малолетних детей.

 

ДЕРЕВНЯ ИЛИ ДАЧА

1) Отправляя детей в деревню или на дачу, еще раз напомните им об основных правилах безопасности. Ведь игры со спичками на чердаках, сеновалах, в сараях, поджигание сухой травы, тополиного пуха – достаточно частое «развлечение» детей дошкольного и младшего школьного возраста.

2) Если вы затеяли на даче длительное строительство или ремонт, оградите опасные участки. Инструменты и материалы убирайте в недоступные для детей места, доставая их по мере необходимости. Объясняйте малышам, что игры на стройке или в местах, где ведется ремонт, небезопасны.

3) Деревня или дача – это не только отдых, но и уход за садом и огородом. Если вы обработали овощи химикатами, то обязательно обезопасьте территорию каким-либо ограждением и доходчиво объясните ребенку, что заходить туда строго-настрого запрещено, а тем более срывать и пробовать что-то на вкус. Уберите лекарства и химические вещества, необходимые как для сада-огорода, так и для бытовых нужд, в недоступные для ребенка места.

 

ВОДОЕМ

Немало разочарований и несчастий приносят такие места отдыха, как водоемы. Не отпускайте ребенка купаться одного, всегда контролируйте ситуацию. Не позволяйте купаться больше 10 минут, нырять в незнакомых местах, баловаться на воде.

 

НЕЗНАКОМЫЕ ЛЮДИ

Главное здесь – научить детей, что нельзя общаться с незнакомыми людьми. Спросите у ребенка, что он будет делать, если вдруг останется один дома и в дверь кто-то позвонит. Скажет ли он, что мамы нет дома или вовсе откроет дверь малознакомому человеку – это важно узнать и понять заранее. Научите его, что лучше спросить «кто там?», а затем сказать, что «папа спит». Или сразу же позвонить родителям и сказать, что в дверь кто-то звонит.

 

БЕЗДОМНЫЕ ЖИВОТНЫЕ

Летом дети большинство своего времени проводят, играя на улице. Но что делать ребенку, если к нему подойдет бездомная собака, начнет рычать и лаять? Объясните, что нельзя убегать, махать руками и делать другие резкие движения, смотреть в глаза и паниковать. Лучший вариант – остановиться, дать команду «фу!» или «сидеть!», а затем медленно двигаться в укрытие.

 

ДОРОГА

Кроме того, ежедневно напоминайте своему ребенку о правилах дорожного движения. Это не только о том, как и где переходить дорогу, но и о правилах велосипедиста, ведь езда на велосипеде – одно из любимых летних занятий у детей. К слову, ребятам до 14 лет ездить по дорогам и улицам – строго запрещено. Это относится и к дворам, где ездят машины. Тем, кому еще нет четырнадцати, можно ездить по велодорожкам и закрытым для автомобилей площадках.

 

ВЫВОД

Конечно, невозможно предусмотреть все ситуации и дать советы на все случаи жизни. Но научить ребенка быть осторожным можно и нужно. И никто не сможет сделать это лучше, чем родители. Внимание, любовь и забота – лучшие средства для защиты вашего малыша от возможной беды. И помните: ребенок всегда смотрит на вас. Поэтому пусть ваш пример соблюдения правил безопасности научит его и подарит ему здоровое, счастливое и безопасное детство.

свернуть

Рекомендации медицинских работников по оздоровлению детей в летний период

№1 Рекомендации медицинских работников

на летний оздоровительный период по оздоровлению детей

  • Пребывание в загородной зоне
  • Закаливание

- максимальное пребывание на свежем воздухе;

- ходьба босиком

- водные процедуры

  • Употребление в пищу свежих овощей и фруктов
  • Одежда из натуральных тканей
  • Гармония в семье

№2 Рекомендации медицинских работников

на летне-оздоровительный период по оздоровлению детей

с бронхиальной астмой и часто болеющих

  • Оздоровление детей в санаториях, профилакториях, на море, в отделениях реабилитации.
  • Исключить из окружения ребенка аллергены: лекарственные, пищевые, бытовые (цветение трав, деревьев)
  • Рациональное сбалансированное питание с учётом белков,  жиров, углеводов, витаминов с минералами, большое количество свежих овощей, фруктов, кисломолочных продуктов с биодобавками.
  • Закаливание естественными факторами (солнце, воздух, вода – прилагаются рекомендации по возрастным особенностям).
  • Вести здоровый образ жизни с двигательной активностью и прогулками в сосновом лесу.
  • Рекомендуется приложение: «Учим дышать свой нос», «Перечень дыхательной гимнастики для ЧБ детей и болеющих БА».
  • Лечебно – профилактическое лечение - санация полости рта, личная гигиена, отвары трав  -витаминно-укрепляющий сбор.

№ 3 Рекомендации медицинских работников

на летний оздоровительный период по оздоровлению детей

с функциональными отклонениями

в сердечно-сосудистой системе

  • Оздоровление детей в санаториях, профилакториях, в отделениях реабилитации соответствующего профиля.
  • Рациональное сбалансированное питание, употребление витаминов и минералов, большого количества свежих овощей, фруктов особенно обогащенных калием, кисло – молочных продуктов с биодабавками.
  • Закаливание естественными природными факторами (солнце, воздух, вода - прилагаются рекомендации по возрастным особенностям). Плавание в реке, море, бассейне (не допускается перегрузок).
  • Вести здоровый образ жизни. Гулять в лесу. Соблюдать личную гигиену.
  • Лечебно – профилактические рекомендации: санация полости рта, санация хронических очагов инфекции, ЭКГ 1р. в год, при необходимости посетить ревматолога. Принимать препараты, назначенные участковым врачом или ревматологом.

 № 4 Рекомендации медицинских работников

на летний оздоровительный период по оздоровлению детей

с нарушением осанки.

  • Оздоровление детей в санаториях, профилакториях, в отделениях реабилитации, на море, в  оздоровительных центрах
  • Рациональное сбалансированное питание по белкам, жирам и углеводам, употребление витаминов и минералов, большого количества свежих овощей, фруктов, кисло - молочных продуктов с биодобавками.
  • Закаливание естественными факторами (солнце, воздух, вода – прилагаются рекомендации по возрастным особенностям), плавание в реке, море, бассейне.
  • Вести здоровый образ жизни с двигательной активностью и прогулками лесу.
  • Лечебно – профилактические рекомендации: сон на жёсткой постели, ребёнок должен сидеть за мебелью строго соответствующей его росту, выполнять физические упражнения для формирования правильной осанки (прилагаются), принимать витамины.

№ 5 Рекомендации медицинских работников

на летний оздоровительный период по оздоровлению детей

с нарушением функции почек

  • Оздоровление детей в санаториях, профилакториях, в отделениях реабилитации.
  • Исключить из питания детей: соль, кислое, острое, копчености, консерванты, продукты с красителями и добавками.
  • Закаливание естественными факторами (солнце, воздух, вода – прилагаются рекомендации по возрастным особенностям).
  • Вести здоровый образ жизни с двигательной активностью, прогулками в лесу.
  • Лечебно – профилактические рекомендации: санация полости рта, личная гигиена, витамины с минералами, сборы трав – витаминно-укрепляющий, при заболеваниях почек и мочевыводящих путей.

 № 6 Рекомендации медицинских работников

на летний оздоровительный период по оздоровлению детей

с положительной туберкулиновой пробой

  • Оздоровление детей в санаториях, профилакториях,  в отделениях реабилитации, на море.
  • Рациональное сбалансированное питание богатое белками, большое количество свежих овощей в виде салатов, фруктов, кисломолочных продуктов с биодобавками.
  • Закаливание естественными факторами (солнце, воздух, вода – прилагаются рекомендации по возрастным особенностям).
  • Вести здоровый образ жизни с двигательной активностью и прогулками в сосновом лесу.
  • Рекомендуется приложение: «Учим дышать свой нос», «Перечень дыхательной гимнастики».
  • Лечебно – профилактическое лечение - санация полости рта, личная гигиена, отвары трав  -витаминно-укрепляющий сбор.
свернуть

Рекомендации по проведению прогулок в учреждениях дошкольного образования в летний оздоровительный период

огулка для детей любого возраста имеет большое значение.

Для физического развития детей прогулка является наиболее доступным средством закаливания детского организма, способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулке дети много двигаются, а движения усиливают обмен веществ, кровообращение, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми и выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Во время прогулки дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т.д. из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают интерес, вопросы, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.

Во время прогулки решаются задачи нравственного воспитания – знакомство с трудом взрослых, значением труда для жизни детей. Малыши трудятся в цветнике – у них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать её красоту. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость – все это вызывает у детей радостные переживания.

Во время прогулки ребѐнок может реализовать свой внутренний потенциал двигательный, творческий, интеллектуальный, взаимодействие со своими сверстниками и взрослыми.

Педагогический работник заранее выносит игровой материал:

- куклы разные;

- машины разные;

- наборы для игры с песком и водой;

- реквизиты для творчества (цветная бумага, карандаши, фломастеры, краски, пластилин);

- раскраски для девочек и мальчиков;

- книги для чтения;

- спортивные атрибуты (скакалки, мячи разные по размеру, бадминтон, кегли);

- трудовое оборудование (веники, грабли, перчатки для работы в цветнике, лейки и др).

В прогулку входят пять компонентов:

- наблюдения (познавательно-практическая деятельность);

- трудовая деятельность;

- самостоятельная деятельность;

- игровая деятельность (подвижные игры и физические упражнения);

- индивидуальная работа с детьми.

При планировании прогулки воспитатель дошкольного образования обязан планировать прогулку с учетом всех компонентов. Они могут проходить в любом порядке. Педагогический работник сам, решает в каком, порядке пройдут все эти компоненты при этом он учитывает индивидуальные особенности, эмоциональный настрой детей.

Перед проведением прогулки воспитатель дошкольного образования обязан визуально проверить игровую площадку на предмет ее безопасного состояния и исправности оборудования, наличия предметов и веществ, подозрительных и опасных для жизни и здоровья детей. На групповых участках и физкультурных площадках не должно быть опасных для воспитанников предметов (оголенных электропроводов, битого стекла и т.п.), неисправного надворного оборудования, сухостойных, сломанных деревьев (веток), кустарников. При обнаружении нарушений режима безопасности педагогический работник обязан немедленно принять меры по их устранению, поставить в известность заведующего учреждением дошкольного образования. Организовывать прогулку до устранения выявленных нарушений запрещается.

И так педагог с детьми выходит гулять.

Проходя к своему участку, педагог по дороге обращает внимание детей на деревья, закрепляет знания детей о деревьях. Обращает внимание на цветник, какие цветы растут их название. Так же на участке можно закрепить пройденный материал, просто понаблюдав за насекомыми, облаками, силой ветра, машинами, людьми их одеждой и др.

Придя на участок можно детям дать самостоятельно поиграть. Но есть дети, которые плохо взаимодействуют со сверстниками, и здесь воспитатель дошкольного образования должен помогать таким детям организовать сюжетно- ролевую игру.

При организации самостоятельной деятельности педагогический работник помогает детям найти и использовать в игре предметы-заместители.

Индивидуальная работа с детьми заключается в закреплении, какого либо материала:

- счет (можно предложить посчитать веточки, камушки, деревья, проезжающие машины);

- знание геометрических фигур (найти похожую, найди пару, построй фигуру);

- рисования какого-либо элемента (палочкой на песке, мелком на асфальте);

- заучивания считалок, стихотворений, отгадывания загадок;

- закрепления музыкальных и физкультурных навыков;

- закрепления звукопроизношения;

- названия времен года, дней недели, названия месяцев, свой домашний адрес и многое другое.

Игровую деятельность организовывает педагог, предлагая детям поиграть в подвижные игры разной интенсивности. Во время прогулки проводится 2-3 игры высокой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности. Сначала проводиться новая игра с правилами, потом предлагается детям выбрать игру уже знакомую. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если образовательная деятельность была связана с долгим сидением детей. Если же они идут на прогулку после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до её окончания.

В жаркую погоду проводятся игры с водой. Используются бессюжетные народные игры с предметами: кольцеброс, кегли; элементы спортивных игр: городки, бадминтон, волейбол, футбол, хоккей и т.д.. Дидактические игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем (кубики, лото).

Большое место на прогулке отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдение можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными воспитанниками. Воспитатель привлекает к наблюдениям детей, чтобы развить внимание, интерес к природе и общественным явлениям. Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. Следует организовать и наблюдение за трудом взрослых, которые работают вблизи детского сада, например за строителями.

Трудовая деятельность организовывается на цветнике, огороде согласно требованиям учебной программы дошкольного образования. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями. Трудовые задания должны быть посильны детям и, вместе с тем, требовать от них определенных усилий. Воспитатель дошкольного образования следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца.

При планировании содержания прогулки воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки. Последовательность и продолжительность разных видов деятельности изменяется с учетом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности. Каждый из обязательных компонентов прогулки должен длиться от 7 до 15 минут и осуществляться на фоне самостоятельной деятельности детей.

Воспитатель дошкольного образования должен руководить самостоятельной деятельностью детей: обеспечить им полную безопасность, научить использовать пособия в соответствии с их предназначением, осуществлять постоянный контроль деятельности на протяжении всей прогулки. Воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Так же воспитатель дошкольного образования обязан знакомить воспитанников с основами безопасного поведения в учреждении дошкольного образования, на улице, в быту.

свернуть

Как пережить сильную жару

Жара – нешуточное испытание для человеческого организма. И даже если лето не кажется теплым, а температура не выходит за рамки климатической нормы, в сезон обязательно найдутся две-три недели просто нестерпимого зноя. Прислушайтесь к нашим советам, которые помогут пережить этот непростой период без риска для здоровья.

Защищайте жилье. Плотно зашторивайте и закрывайте окна, чтобы избежать притока горячего воздуха в дом. Проветривайте, только когда жара спадет: вечером, ночью.

Старайтесь не выходить на улицу в самое жаркое время дня: между 11 и 16 часами. Особенно это касается тех, кто плохо переносит жару. Не рекомендуется пользоваться без особой нужды общественным транспортом. Жара и духота в замкнутом пространстве грозят кислородным голоданием, что провоцирует обмороки, головокружения и гипертонические кризы. К тому же инфекции в таких условиях распространяются гораздо быстрее. Если же появление на солнце неизбежно, двигайтесь по теневой стороне улицы, обязательно надевайте головной убор, используйте зонтик.

Обязательно захватите с собой питьевую воду, ей можно утолить жажду или нанести на открытые участки тела при перегревании. Если у вас стенокардия, обязательно носите с собой нитроглицерин, валидол.

Выходя на улицу, надевайте свободную, не прилегающую к телу одежду и головной убор. Избегайте одежды из синтетики: она плохо пропускает воздух и, как следствие, кожа тоже плохо дышит. В жару отдайте предпочтение одежде из натуральных тканей – хлопковых или льняных. Откажитесь на время от обуви на высоких каблуках.

Не используйте декоративную косметику или сведите её применение к минимуму: кожа в жару усиленно дышит и потеет, снижая тем самым температуру тела. Не боритесь с усиленным потоотделением дезодорантами на открытых участках кожи. Закупорка пор может привести к перегреву организма.

Практикуйте водные процедуры: принимайте прохладный душ (обтирания) сколько душа пожелает. Можно использовать и ванны с настоями трав-антисептиков (ромашки, чистотела, череды) — они отлично дезинфицируют кожу. Купания в открытых водоемах тоже не возбраняются, только не в самую жару (можно «заработать» солнечный удар). И нырять в холодную воду не рекомендуется — резкий перепад температур провоцирует спазм сосудов.

Оптимизируйте приём жидкости. В течение суток следует пить до 2 литров. Потеря жидкости организмом приводит к сгущению крови и, как следствие, увеличению риска тромбозов, что особенно опасно для больных с сердечно-сосудистой патологией. В то же время помните: за счет выпитой жидкости увеличивается объем циркулирующей крови, что ведет к повышению давления. Кроме того, важно, чтобы эта жидкость была правильная: ни в коем случае не напитки с кофеином (они дополнительно нагружают сердце). Пейте теплую воду, она лучше утоляет жажду и не вызывает проблем с горлом. Воду лучше чередовать с любыми подкисленными напитками (можно добавить сок цитрусовых), морсами, домашними компотами из сухофруктов без сахара. Употребляйте минеральную воду, которая не только утолит жажду, но и поддержит нормальный водно-солевой баланс. Газированные напитки лучше исключить, в них много сахара, кроме того, они вызывают вздутие живота, диафрагма поднимается, это мешает работе сердца. Также нужно исключить напитки, нарушающие теплообмен и повышающие потребность организма в жидкости, — кофе и алкоголь, к которому относится и пиво.

Внесите коррективы в меню. Питайтесь небольшими порциями 4-5 раз в день: такой режим легче перенести пищеварительной системе, которая уязвима в жару. Кислотно-щелочной баланс сдвигается в «кислую» сторону: организму особенно нужны компоненты, которые имеют щелочную валентность — растительные и молочные продукты. Избегайте «тяжелой» пищи: мяса и изделий из него, кондитерских изделий, грибов. Употребляйте водосодержащие овощи и фрукты: помидоры, огурцы, арбузы. Горячим блюдам предпочтите холодные: свекольник, холодник, окрошку.

Не покупайте продукты с рук: при высокой температуре бактерии размножаются очень быстро, употребление в пищу таких продуктов может привести к тяжелым отравлениям. Не готовьте впрок — те сроки годности, которые указаны на продуктах, предполагают нормальные условия, а не изнуряющую жару. Не храните скоропортящиеся продукты вне зоны холода.

Будьте осторожны с охлаждающими приборами. Располагайтесь так, чтобы на вас не дул прямой поток воздуха из кондиционера: можно простудиться и получить осложнение хронических заболеваний. Даже в самую жаркую погоду нельзя программировать кондиционер на температуру ниже 18 градусов. Если вы выходите из сильно охлажденного помещения на 35-градусную жару, сосуды испытывают огромный стресс. Даже у здорового это может спровоцировать появление головной боли и слабости. Если человек страдает атеросклерозом сосудов, подобный перепад может привести и к летальному исходу. Оптимальный вариант, когда перепад между комнатной и уличной температурой составляет не более 10 градусов.

Не перетруждайтесь. Откажитесь от физических нагрузок в жару, т.к. они увеличивают теплообразование в пять раз, истощают водный запас организма. Поэтому работу на даче и огороде придется отложить до установления более умеренной температуры или перенести на утреннее и вечернее время. Поклонникам фитнеса лучше снизить уровень нагрузки, сократить время тренировок и пить побольше воды во время занятий. Не следует заниматься активным спортом при температуре выше 25 градусов. Как можно больше времени проводите в тени, на солнце выходите только в головном уборе. Если у вас гипертоническая, ишемическая болезни сердца, сахарный диабет, болезни щитовидной железы, ожирение, онкологические заболевания, вы перенесли инфаркт или инсульт — ни в коем случае не работайте ни в душном доме, ни на даче. Вообще физическая активность в такую погоду вам противопоказана: возрастает нагрузка на сердце, артериальное давление начинает прыгать.

Сохраняйте эмоциональное спокойствие, любое перевозбуждение увеличивает нагрузку на организм, усиливает риск возникновения теплового или солнечного удара.

 

По материалам ГУ «Минский областной центр гигиены,

эпидемиологии  и общественного здоровья»

свернуть

Энтеровирусные инфекции

Энтеровирусные инфекции (ЭВИ) - группа острых заболеваний, вызываемых энтеровирусами. Характеризуется многообразием клинических проявлений от легких лихорадочных состояний до тяжелых серозных менингитов, менингоэнцефалитов, миокардитов.

Максимальная заболеваемость регистрируется летом и осенью.

Энтеровирусы устойчивы во внешней среде и длительное время могут сохраняться в сточных водах, плавательных бассейнах, открытых водоемах, предметах обихода, продуктах питания (молоко, фрукты, овощи). Вирус быстро погибает при прогревании, кипячении.

ЭВИ характеризуются высокой контагиозностью (заразностью) и быстрым рас­пространением заболевания.

Возможные пути передачи инфекции: воздушно-капельный, контактно-бытовой, пищевой и водный.

Серозный вирусный менингит является наиболее типичной и тяжелой формой энтеровирусной инфекции.

Источником инфекции являются больные и вирусоносители, в том числе больные бессимптомной и стертой формами болезни.

Заболевание начинается остро, с подъема температуры тела до 39-40 градусов. Появляется сильная головная боль, головокружение, рвота, иногда боли в животе, спине, судорожный синдром, нередко выраженные катаральные проявления со стороны ротоглотки, верхних дыхательных путей.

При появлении аналогичных жалоб необходимо срочно изолировать больного, т.к. он является источником заражения для окружающих и обратиться к врачу.

Учитывая возможные пути передачи, меры личной профилактики должны заключаться в соблюдении правил личной гигиены, соблюдении питьевого режима (кипяченая вода, бутилированная вода), тщательной обработки употребляемых фруктов, овощей и последующим ополаскиванием кипятком.

Следует избегать посещения массовых мероприятий, мест с большим количеством людей (общественный транспорт, кинотеатры и т.д.).

Рекомендуется влажная уборка жилых помещений не реже 2 раз в день, проветривание помещений.

Ни в коем случае не допускать посещения ребенком организованного детского коллектива с любыми проявлениями заболевания.

ГУ «Столбцовский районный центр гигиены и эпидемиологии»

свернуть

Что нужно знать о кишечных инфекциях

Острые кишечные инфекции (ОКИ) - большая группа инфекционных заболеваний, вызываемых патогенными и условно-патогенными бактериями, вирусами и простейшими.

Клинически кишечные инфекции характеризуются нарушением моторики желудочно-кишечного тракта с развитием диареи, интоксикации, а в ряде случаев - обезвоживания.

Характер заболеваемости носит чётко выраженный сезонный характер: для кишечных инфекций бактериальной этиологии (дизентерия и др.) характерен летне-осенний подъем заболеваемости, для вирусных (ротавирусная инфекция и др.) - осенне-зимний период (ноябрь - март).

Особую актуальность в последние годы приобретают кишечные инфекции вирусной природы.

Заразиться вирусными кишечными инфекциями можно самыми разными путями: через инфицированные продукты питания, воду, «грязные руки», окружающие предметы обихода.

Возбудители ОКИ устойчивы во внешней среде, могут длительное время сохраняться на руках, посуде, игрушках и предметах обихода, в почве и воде. Многие из них способны размножаться в продуктах питания. Для большинства микроорганизмов оптимальной для размножения является температура +20 - +370С, поэтому рост заболеваемости кишечными инфекциями приходится на теплый период года.

Кишечными инфекциями болеют и взрослые и дети. На долю детей приходится около 60-65% всех случаев ОКИ, чаще болеют дети от 1 года до 7 лет. Высокие показатели регистрируются в возрастной группе до 2-х лет, что связано в первую очередь,  с несоблюдением мамами правил ухода за детьми: довольно часто при кормлении детей используется не кипяченое молоко или питьевая вода, продукты домашнего приготовления, хранившиеся с нарушениями условий и сроков хранения (компоты, салаты), не всегда обрабатываются соски и бутылочки для кормления детей.

Восприимчивость к ОКИ высокая. Риск заражения зависит от дозы попавшего в организм возбудителя, а также от состояния желудочно-кишечного тракта и активности иммунной системы. Иммунитет после ОКИ нестойкий, продолжительностью от 3-4 месяцев до 1 года, откуда - высока возможность повторных заболеваний.

Основные причины пищевых отравлений и острых кишечных инфекций - несоблюдение правил личной гигиены, нарушения технологии приготовления блюд, температурных режимов или условий их транспортировки и хранения. Меры профилактики кишечных инфекций просты, но требуют неукоснительного соблюдения в любых условиях: на работе, дома, на даче, на прогулке, на пляже, в пути и т.д.

 

Пять ключевых правил по профилактике пищевых инфекций:

1. Поддерживайте чистоту:

мойте руки, перед тем как брать продукты и приготовить пищу;

мойте руки после туалета;

вымойте и продезинфицируйте все поверхности и кухонные принадлежности, используемые для приготовления пищи;

предохраняйте кухню и продукты от насекомых, грызунов и других животных.

 2. Отделяйте сырое и приготовленное:

отделяйте сырое мясо, птицу и морские продукты от других пищевых продуктов;

для обработки сырых продуктов пользуйтесь отдельными кухонными приборами и принадлежностями, такими как ножи и разделочные доски;

храните продукты в закрытой посуде, для предотвращения контакта между сырыми и готовыми продуктами.

 3. Хорошо прожаривайте или проваривайте продукты:

тщательно прожаривайте или проваривайте продукты, особенно мясо, птицу, яйца и морские продукты;

доводите такие блюда, как супы и жаркое, до кипения, чтобы быть уверенными, что они достигли 70°С .

При готовке мяса или птицы, их соки должны быть прозрачными, а не розовыми. Рекомендуется использование термометра;

тщательно подогревайте приготовленные продукты.

 4. Храните продукты при безопасной температуре:

не оставляйте приготовленную пищу при комнатной температуре более чем на 2 часа;

охлаждайте без задержки все приготовленные и скоропортящиеся пищевые продукты (желательно ниже 5° С);

держите приготовленные блюда горячими (выше 60° С) вплоть до сервировки;

не храните пищу долго, даже в холодильнике;

не размораживайте продукты при комнатной температуре.

 5. Используйте безопасную воду и безопасные сырые продукты:

используйте безопасную воду или обеспечьте ее безопасность в результате обработки;

  • выбирайте продукты, подвергнутые обработке в целях повышения их безопасности, например, пастеризованное молоко;
  • мойте фрукты и овощи, особенно когда они подаются в сыром виде;
  • не употребляйте продукты с истекшим сроком годности.                                 

ГУ «Столбцовский районный центр гигиены и эпидемиологии»

свернуть

свернуть