Инклюзивное образование

В Республики Беларусь осуществляется эффективная политика в отношении детей-инвалидов, а также направлены меры для социальной защиты данной категории лиц для их полноправного участия в жизни общества. Для этого детям-инвалидам гарантируется бесплатная медицина, выбор учреждения образования, а также трудоустройство, учитывая их возможности и особенности. 30 июня 2017 года № 33-3 «О внесении изменений и дополнений  в некоторые  законы  Республики Беларусь  по вопросам государственных пособий семьям, воспитывающим детей», внесены изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь  от 12.12.2012 «О государственной поддержке семьям, воспитывающим детей». Закон изложен в новой редакции с 01.07.2017. 

Постановлением  Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 января 2021 года № 5  на период с 1 февраля 2021 года по 30 апреля 2021 года бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения (БПМ) установлен в размере 262 рублей 87копеек (+1,8% по сравнению с нормативом, действовавшим с 1 ноября 2020 года  по 31 января 2021 года).

Вслед за повышением размера БПМ выросли размеры государственных пособий.

 

Пособие на детей старше 3-х лет из отдельных категорий семей

Пособие назначается, если трудоспособный отец (отчим) в полной семье либо родитель в неполной семье, усыновитель, опекун  на дату обращения за назначением пособия, а также не менее 6 месяцев в общей сложности в календарном году, предшествующем году обращения за таким пособием:

  • работают или осуществляют иной вид деятельности в Республике Беларусь, приносящий заработок (доход), с которого в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачиваются обязательные страховые взносы в бюджет фонда, либо работают в дипломатическом представительстве или консульском учреждении Республики Беларусь;
  • проходят в Республике Беларусь военную службу, альтернативную службу, службу в органах внутренних дел, Следственном комитете Республики Беларусь, Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям;
  • получают профессионально-техническое, среднее специальное, высшее или послевузовское образование в дневной форме получения образования;
  • проходят подготовку в клинической ординатуре в очной форме;
  • зарегистрированы в органах по труду, занятости и социальной защите в качестве безработных с выплатой пособия по безработице либо проходят профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации или осваивают содержание образовательной программы обучающих курсов по направлению этих органов;
  • осуществляют уход за ребенком в возрасте до 3 лет, находятся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (отпуске по уходу за детьми, предоставляемом по месту службы) или являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, и соответствующая деятельность приостановлена в связи с уходом за ребенком в возрасте до 3 лет в порядке, установленном законодательством; являются получателями пенсии или ежемесячной страховой выплаты в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, ежемесячного денежного содержания в соответствии с законодательством о государственной службе, пособия по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, инвалидом I группы, лицом, достигшим 80-летнего возраста, пособия на ребенка в возрасте до 18 лет, инфицированного вирусом иммунодефицита человека.

Условие занятости не менее 6 месяцев не распространяется на отца (отчима), усыновителя (удочерителя), которые проходят срочную военную службу, альтернативную службу, а также трудоспособного отца (отчима) в полной семье либо трудоспособного родителя в неполной семье, усыновителя (удочерителя) опекуна (попечителя), которые в году обращения за пособием  осуществляют уход за ребенком в возрасте до 3 лет, находятся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет или являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма и соответствующая деятельность приостановлена в связи с уходом за ребенком в возрасте до 3 лет в порядке, установленном законодательством, являются получателями пенсии или ежемесячной страховой выплаты, ежемесячного денежного содержания, пособия по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, инвалидом 1 группы, лицом, достигшим 80-летнего возраста, пособия на ребенка в возрасте до 18 лет, инфицированного вирусом иммунодефицита человека.

 Пособие назначается  ежегодно на основании заявления со дня возникновения права на него, если обращение   за назначением пособия последовало не позднее 6 месяцев со дня возникновения такого права. При обращении по истечении 6 месяцев со дня возникновения права пособие назначается со дня обращения. 

Днем возникновения права на пособие является:

  • день, следующий за днем достижения ребенком возраста 3 лет;
  • 1 января года обращения за государственным пособием;
  • день признания ребенка инвалидом;
  • день отправки в воинскую часть отца (отчима), усыновителя (удочерителя) для прохождения срочной военной службы или день его убытия к месту прохождения альтернативной службы;
  • день установления инвалидности I или II группы родителям в полной семье либо родителю в неполной семье, усыновителю (удочерителю) или назначения пособия одному из родителей, который осуществляет уход за другим родителем, являющимся инвалидом I группы;
  • день расторжения или заключения брака;
  • день трудоустройства либо занятия иными видами деятельности.

 

Пособие назначается по месту работы (службы), учебы матери (мачехи), усыновителя, опекуна ребенка. В случае, если мать (мачеха) в полной семье не работает (не служит), не учится пособие назначается по месту работы (службы), учебы отца ребенка.

 В органах по труду, занятости и социальной защите по месту жительства (месту пребывания):

  • индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, ремесленникам, творческим работникам, неработающим лицам;
  • лицам, выполняющим работы по гражданско-правовым договорам;
  • лицам, работающим в религиозных организациях, священнослужителям;
  • лицам, зарегистрированным в качестве безработных;
  • лицам, работающим в коммерческих организациях со средней численностью работников до 15 человек включительно, у индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов.

Перечень документов, которые должны представляться гражданами, указан в пункте 2.12. Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными государственными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200.

Справочно: если семья не имеет права на пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей, но в семье одновременно воспитываются дети до 3 лет и старше 3 лет, то  может быть назначено пособие  семье  на детей старше 3 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет.

 

Пособие по уходу за ребенком инвалидом в возрасте до 18 лет

Пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет назначается и выплачивается матери (мачехе) или отцу (отчиму) в полной семье, родителю в неполной семье, усыновителю (удочерителю), опекуну (попечителю) ребенка-инвалида, фактически осуществляющим уход за ним, при условии, если они не являются занятыми или если они заняты на следующих условиях:

  • работают на условиях неполного рабочего времени (не более половины месячной нормы рабочего времени) у одного или нескольких нанимателей или выполняют работу на дому у одного нанимателя;
  • являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, и соответствующая деятельность приостановлена в порядке, установленном законодательством;
  • являются индивидуальными предпринимателями и не осуществляют предпринимательскую деятельность в связи с нахождением в процессе прекращения деятельности;
  • находятся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (отпуске по уходу за детьми, предоставляемом по месту службы) или академическом отпуске;
  • получают пенсию или ежемесячную страховую выплату в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Другим лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет назначается и выплачивается при условии, если они не являются занятыми, а оба родителя (мать (мачеха), отец (отчим)) в полной семье, родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель) ребенка-инвалида не имеют права на пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет (например, работают на условиях полной занятости, зарегистрированы индивидуальными предпринимателями и т.д) либо не могут осуществлять уход за ребенком-инвалидом в связи с инвалидностью I группы.

Занятыми являются лица:

работающие по трудовым договорам;

проходящие военную службу, альтернативную службу, службу в органах внутренних дел, Следственном комитете Республики Беларусь, Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям;

выполняющие работы по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности;

являющиеся индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма;

получающие профессионально-техническое, среднее специальное, высшее или послевузовское образование в дневной форме получения образования;

проходящие подготовку в клинической ординатуре в очной форме;

зарегистрированные в органах по труду, занятости и социальной защите в качестве безработных либо проходящие профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации или осваивающие содержание образовательной программы обучающих курсов по направлению этих органов;

получающие пенсию или ежемесячную страховую выплату в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, ежемесячное денежное содержание в соответствии с законодательством о государственной службе.

Пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет назначается на каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет независимо от получения других видов семейных пособий в следующих размерах:

по уходу за ребенком-инвалидом, имеющим I или II степень утраты здоровья, - 100 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума;

по уходу за ребенком-инвалидом, имеющим III или IV степень утраты здоровья, до достижения им возраста 3 лет включительно - 100 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума, после достижения ребенком возраста 3 лет - 120 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума.

Пособие назначается на основании заявления со дня возникновения права на него, если обращение за назначением пособия последовало не позднее 6 месяцев со дня возникновения такого права. При обращении по истечении 6 месяцев со дня возникновения права пособие назначается со дня обращения.

Днем возникновения права на пособие является: для матери (мачехи), отца (отчима) в полной семье, родителя в неполной семье, усыновителя (удочерителя), опекуна (попечителя) ребенка-инвалида:

  • день признания ребенка инвалидом;
  • день, следующий за днем прекращения занятости;
  • день возникновения занятости на условиях, указанных выше.

Для других лиц – день обращения за назначением пособия.

Пособие назначается в органе по труду, занятости и социальной защите по месту получения социальной пенсии.

Указанные пособия не назначаются и не выплачиваются на детей, находящихся в детских интернатных учреждениях, учреждениях образования с круглосуточным режимом пребывания.

 Размер пособия по уходу за ребенком-инвалидом составляет 100% БПМ для лиц, осуществляющих уход за  ребенком-инвалидом в возрасте от 3-х до 18-ти лет с 1 и 2 степенью утраты здоровья (262,87 руб.).

Размер пособия по уходу за ребенком-инвалидом составляет 120% БПМ для лиц, осуществляющих уход за  ребенком-инвалидом в возрасте от 3-х до 18-ти лет с 3 и 4 степенью утраты здоровья (315,44 руб.).

 

Пенсия по инвалидности  с 1 февраля 2021 года составляет

 

СУЗ 1 - 80% от базовой величины прожиточного минимума  (210,30 руб.) 

СУЗ 2 - 85%  (223,40 руб.)

СУЗ 3 - 95%  (249,70 руб.)

СУЗ 4 - 110% (289,16 руб.)

 

Лечебные льготы

 

  • бесплатное специализированное медицинское обслуживание;
  • бесплатное получение лекарств из перечня основных лекарственных средств;
  • обеспечение техническими средствами социальной реабилитации;
  • бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов государственных учреждениях образования;
  • первоочередное бесплатное санаторно-курортное лечение и оздоровление при отсутствии противопоказаний. Лицо, сопровождающее ребенка-инвалида, также получает путевку бесплатно, но без лечения. Необходимость сопровождения подтверждается  врачебно-консультационной комиссией учреждения здравоохранения (ст.31 Закона РБ от 19.11.1993 № 2570-Х11 «О правах ребенка», ст. 10, 11, 12 Закона РБ от 14 июня 2007 № 239-3 «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан».

 

Льготы в образовательной сфере

 

В соответствии с постановлением Совета Министров   Республики Беларусь от 18.02.2010 № 229 плата за получение дополнительного образования детей  и молодежи в школах искусств не  взимается с семей, с законных представителей воспитывающих ребенка-инвалида до 18 лет.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.02.2008 № 307 плата родителей (законных представителей) за питание детей в учреждениях дошкольного образования, специальных дошкольных учреждениях, иных учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования финансируемых из республиканского и местных бюджетов, не взимается с родителей (законных представителей) детей-инвалидов, детей, страдающих онкологическими заболеваниями, больных туберкулезом, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от  21.02.2005 №177  обеспечиваются  бесплатным питанием за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов учащиеся учреждений общего среднего образования при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ специального образования на уровне общего среднего образования, а также учреждений высшего образования при освоении содержания образовательной программы среднего образования семьи, воспитывающие ребенка-инвалида.

В соответствии с п.6 Указа Президента Республики Беларусь от 28.08.2006 №542 «О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения» право на первоочередное бесплатное санаторно-курортное лечение или оздоровление имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.

 

Проезд на всех видах пассажирского транспорта общего пользования

 

Льготы на образование

  • бесплатное пользование учебниками и пособиями;
  • бесплатное питание.

 

Налоговые льготы

 

Предоставление стандартного налогового вычета семьям, на попечении которых находятся дети-инвалиды, в предусмотренном размере. Налоговые вычеты предоставляются гражданину по основному месту работы (учебы, службы). 

 

Государственная адресная социальная помощь

 

Семьи, имеющие детей-инвалидов, в целях оказания социальной поддержки в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 19.01.2012  «О государственной адресной социальной помощи» (далее – Указ), могут обратиться за предоставлением государственной адресной социальной помощи.

Государственная адресная социальная помощь предоставляется в виде ежемесячного и (или) единовременного социальных пособий на приобретение продуктов питания, лекарственных средств, одежды, обуви, школьных принадлежностей и на другие нужды для обеспечения нормальной жизнедеятельности.

Ежемесячное социальное пособие предоставляется семьям (гражданам) при условии, что их среднедушевой доход, определяемый в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь (далее – среднедушевой доход), по объективным причинам ниже наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной  защиты, за два последних квартала (далее – критерий нуждаемости).

Критерий нуждаемости для ежемесячного социального пособия на период  с 01.02.2021 по 30.04.2021 составляет – 262,87 рублей.

Единовременное социальное пособие предоставляется семьям (гражданам), оказавшимся по объективным причинам в трудной жизненной ситуации, нарушающей нормальную жизнедеятельность, предоставляется при условии, что их среднедушевой доход составляет не более 1,5 величины критерия нуждаемости.

Критерий нуждаемости для единовременного социального пособия на период с 01.02.2021 по 30.04.2021 составляет – 394,31 рублей. 

Наличие трудной жизненной ситуации, дающей право семье (гражданину) на предоставление единовременного социального пособия, подтверждается документально и (или) устанавливается комиссией на основании акта обследования материально-бытового положения семьи (заявителя).

Среднедушевой доход семьи (гражданина) для предоставления государственной адресной социальной помощи определяется исходя из доходов, полученных членами семьи (гражданином) в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения за такой помощью.

При расчете среднедушевого дохода семьи для предоставления ежемесячного и (или) единовременного социальных пособий в состав семьи включаются лица, совместно проживающие и ведущие общее хозяйство, а также – их доходы за расчетный период.

Социальное пособие для  возмещения затрат на приобретение подгузников – независимо от доходов семьи:

для детей-инвалидов, имеющих 4 степень утраты здоровья.

 

Трудовые льготы

 

  • п. 8 ч. 2 ст. 166 Трудового кодекса Республики Беларусь наниматель обязан по желанию работницы предоставить трудовой отпуск за первый рабочий год до истечения шести месяцев работы; 
  • п. 1 ч. 1 ст. 189 Трудового кодекса Республики Беларусь наниматель обязан по желанию работницы предоставить отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 14 календарных дней; 
  • ч. 3 ст. 263 Трудового кодекса Республики Беларусь наниматель может привлекать работницу к ночным, сверхурочным работам, к работе в государственные праздники, праздничные и выходные дни, направлять в служебную командировку только с её письменного согласия; 
  • ч 1. ст. 265 Трудового кодекса Республики Беларусь наниматель обязан по заявлению работницы предоставлять ежемесячно один дополнительный свободный от работы день с оплатой в размере среднего дневного заработка за счёт средств государственного социального страхования; 
  • ч. 3 ст. 265 Трудового кодекса Республики Беларусь наниматель может предоставлять один дополнительный свободный от работы день в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка в порядке и на условиях, определённых Инструкцией о порядке и условиях предоставления одного дополнительного свободного от работы дня в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка, утвержденной постановлением Совмина от 11.06.2014 №34
  •  

В сфере занятости

  • Гражданам, зарегистрированным в качестве безработных, имеющим ребёнка-инвалида до 18 лет, размер пособия увеличивается на 10 процентов, а при наличии двух и более детей-инвалидов указанного возраста – на 20 процентов (абз. 17 ст. 24 Закона от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь»)
  • Пунктом 2 Указа Президента от 12.04.2000 № 180 «О порядке применения Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29» предусмотрено, что контракты с женщинами, имеющими детей-инвалидов до восемнадцати лет, трудовые договоры с которыми были заключены на неопределенный срок, не заключаются, если они не дали согласия на заключение таких контрактов.

 

 

 

Пенсионные льготы

 

В соответствии со статьей 20  Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» матери, воспитывавшие детей-инвалидов (инвалидов с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Отцы, воспитывавшие детей-инвалидов (инвалидов с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 25 лет, если мать ребенка-инвалида (инвалида с детства) не использовала приобретенного ею права на пенсию по возрасту в соответствии со статьей 20 Закона  и отказалась от этого права в пользу отца или не использовала права на пенсию по возрасту в соответствии статьей 20 Закона  в связи с ее смертью.

Согласно статьи 5 Закона условием для назначения пенсии является также наличие  стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда не менее 5 лет (далее-страховой стаж) (в указанные 5 лет не засчитывается время учебы, службы в армии, время нахождения в отпуске по уходу, время ухода за инвалидами первой группы и лицами, достигшими 80-летнего возраста, инвалидами с детства, период получения пособия по безработице). При наличии страхового стажа не менее 5 лет, в трудовой стаж для исчисления размера пенсии вышеуказанные периоды засчитываются.

Граждане, не получающие трудовую пенсию и (или) пенсию из других государств в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, имеют право на социальную пенсию на условиях, предусмотренных настоящим Законом.

 

Жилищные льготы

 

В соответствии с подпунктом 63.11, пункта 63 Указа  Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 г. № 563 семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется право на получение жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда, в случае если они состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Льготы на кредиты

  • право на внеочередное получение кредита на льготных условиях для строительства или покупки жилья;
  • право на получение одноразовой субсидии на строительство или покупку жилого помещения.

БЕЛАРУСЬ: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЕТЕНЦИЯМ УЧИТЕЛЕЙ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Выдержка из статьи: Жук О.Л., Белорусский государственный университет, Минск, Беларусь

 

Развитие инклюзивного образования в Республике Беларусь осуществляется на основе принципов и требований, утвердившихся в мировой образовательной практике.

Инклюзивное образование в Беларуси предполагает включение всех детей, независимо от существующих между ними различий (по полу, национальности, принадлежности к этнической группе, религии, одаренности в определенной области, особенностям психофизического развития и др.), в общую и единую образовательную среду на основе использования педагогических средств и методов, ориентированных на широкое многообразие образовательных потребностей и возможностей учащихся. Важнейшими целевыми установками инклюзивного образования выступают обеспечение равного доступа всех детей к качественному общему среднему образованию, организация совместного обучения и воспитания учащихся, имеющих в том числе различия, на основе признания и учета уникальности каждого ребенка и создания в учреждениях образования благоприятной атмосферы для более эффективной самореализации обучающихся.

В настоящее время базой для развития в Беларуси инклюзивного образования выступает нормативно-правовое, учебно-методическое и кадровое обеспечение системы специального образования. Целью специального образования является улучшение качества жизни детей с особенностями психофизического развития (ОПФР), их успешная адаптация к условиям социальной среды. Одним из эффективных путей достижения указанной цели выступает организация интегрированного обучения и воспитания школьников в общеобразовательной средней школе. С 1995 года в республике осуществляется целенаправленная работа по развитию и совершенствованию интегрированного обучения и воспитания детей с ОПФР, их включению в совместный со здоровыми сверстниками образовательный процесс, досуговую, социально-культурную, спортивную, творческую деятельность.

Сегодня в республике создана необходимая нормативно-правовая и учебно-методическая база, регламентирующая деятельность учреждений образования, осуществляющих образовательную интеграцию: 1) Кодекс Республики Беларусь об образовании; 2) образовательный стандарт специального образования (Основные нормативы и требования), утвержденный постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11.06.2010 № 60; 3) инструкция о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 136; 4) учебные планы специального образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.08.2011 № 242.

Под интегрированным обучением и воспитанием понимается такая форма организации образовательного процесса, при которой обучение и воспитание детей с ОПФР и детей, не имеющих таких нарушений, осуществляются совместно в учреждениях дошкольного, общего среднего образования, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право реализовывать образовательную деятельность. Интегрированное обучение и воспитание в общеобразовательных средних школах осуществляется в специальных классах и классах интегрированного обучения и воспитания.

Интегрированное обучение и воспитание представляет собой целенаправленный двусторонний процесс, в ходе которого, с одной стороны, ребенок с ОПФР совместно с родителями и специалистами готовится к совместному обучению со сверстниками, не имеющими таких особенностей, адаптируется к образовательному процессу школы. С другой стороны, школа и педагогический коллектив проводят подготовительную работу по принятию детей с ОПФР, создают специальные условия для их обучения и воспитания. Интегрированное обучение и воспитание рассматривается не как локальный участок работы в одном или нескольких специальных или интегрированных классах школы. Эффективная образовательная интеграция возможна лишь на основе системного подхода в организации деятельности школы по всем направлениям в целом, что обеспечивает вовлечение детей с особенностями развития и их полноценное участие в образовательном процессе школы, внешкольной социокультурной деятельности.

В республике в каждом регионе определены школы, на базе которых осуществляется интегрированное обучение и воспитание. Организация работы школы в условиях интегрированного обучения и воспитания имеет следующие отличительные особенности: 1) образовательный процесс осуществляется с учетом требований, предъявляемых нормативными правовыми документами начальному или общему среднему образованию и специальному образованию; 2) обучение детей, не имеющих особенностей физического и (или) психического развития, осуществляется по типовым учебным планам и учебным программам учреждений общего среднего образования; 3) обучение детей с ОПФР осуществляется по учебным планам и программам специального образования при создании специальных условий для их обучения и воспитания; 4) утверждаются в школьном коллективе новые качественные характеристики взаимоотношений участников образовательного процесса при объединении детей с разными познавательными возможностями и потребностями.

В условиях образовательной интеграции формирование у учащихся с ОПФР отношений с окружающей действительностью происходит более полноценно, поскольку удовлетворяется потребность таких учащихся в общении и совместной деятельности; у них формируются адекватные представления о себе (о физическом облике, психических качествах, самооценке, уровне притязаний, способности быть собой и др.); развивается способность понимать эмоциональные состояния других людей; формируются представления о моральных нормах, которые используются в качестве регулятора собственного поведения.

Интегрированное обучение и воспитание не является строго обязательным, поскольку такая форма образования организуется по желанию родителей и исходя из интересов ребёнка. Необходимым условием его организации является обеспечение положительных межличностных отношений участников образовательного процесса, создание адаптивной образовательной среды в школах, позволяющей удовлетворять особые образовательные потребности детей с нарушениями в развитии. При этом учитываются потенциальные возможности и способности как учащихся с особенностями развития, так и учащихся, не имеющих таковых.

Важнейшим условием развития инклюзивного образования выступает наличие высокопрофессиональных кадров, обладающих компетентностью в области инклюзивной педагогической деятельности. В этой связи повышаются требования к устоявшейся системе профессиональных компетенций педагогов.

Во-первых, педагог должен быть приверженцем идей гуманистической психологии и педагогики (К. Роджерс, А. Маслоу, Ш.А. Амонашвили, И.А. Зимняя, К.В. Гавриловец, В.Т. Кабуш и др.); уметь реализовывать следующие требования личностно ориентированного подхода в образовании (И.С. Якимовская, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, Д.А. Белухин и др.):

1) осуществлять постоянный мониторинг образовательного процесса и диагностику сформированности способностей, качеств личности учащихся;

2) шире опираться на социокультурный опыт учащихся, выявлять и задействовать сильные стороны личности школьника;

3) использовать индивидуальные формы учебной и воспитательной работы с учащимися в сочетании с коллективными, а также с наставничеством и взаимной поддержкой и помощью.

Во-вторых, в условиях поликультурного образования инклюзия предполагает понимание педагогом своей роли в образовательном процессе, способствующей межкультурному взаимопониманию, демократической культуре, уважению прав и свобод другого, принятию многообразия видения проблем.

Развитие инклюзивного образования в обществе не представляет собой лишь отраслевую образовательную задачу, реализуемую в области образования. Процесс функционирования и совершенствования системы инклюзивного образования должен осуществляться в качестве одного из приоритетных направлений государственной социальной политики на основе усиления межотраслевого взаимодействия (медицинской сферы, реабилитационных и психологических служб, сферы труда, учреждений образования), взаимосвязей социума, школы, учащихся и их родителей.

свернуть

Приказ Министра образования Республики Беларусь 29.11.2017 № 742

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ДО 2020 ГОДА И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2030 ГОДА

ВЫДЕРЖКА

Стратегическая цель – сформировать качественную систему образования, в полной мере отвечающую потребностям инновационной экономики и принципам устойчивого развития

В числе основных приоритетов образовательной политики государства – развитие инклюзивного подхода в образовании, который позволит обеспечить реализацию права граждан на получение качественного образования и социальную интеграцию, являющийся важным фактором устойчивого развития общества.

В интересах устойчивого развития образование должно обеспечить возможность участия каждого человека в повышении качества собственной жизни и жизни местного сообщества, реализуемую на всех уровнях образования. В дошкольном, когда закладываются первоначальные знания об окружающем мире, вырабатываются принципы и привычки поведения, которые определяют в будущем взрослом сознательность и уважение к природе, другим людям и самому себе.  Дальнейшее внедрение инклюзивного подхода обусловлено необходимостью совершенствования работы в сфере образования лиц с особенностями психофизического развития, расширения права выбора на место и форму получения образования, создание условий, обеспечивающих равенство получения образования всеми категориями обучающихся, формирования толерантности в системе образования и в обществе в целом.

 

Перспективы развития

  • Инклюзия является процессом увеличения степени участия каждого отдельного учащегося в академической и социальной жизни школы (образовательного учреждения), а также процесс снижения степени изоляции учащихся во всех процессах, протекающих внутри школы.
  • Инклюзия призывает к реструктуризации культуры школы, её правил и внутренних норм и практик, чтобы полностью принять все многообразие учеников, с их личными особенностями и потребностями.
  • Инклюзия непосредственно касается всех учеников школы, а не только особенно уязвимых категорий, таких как дети-инвалиды.
  • Инклюзия ориентирована на совершенствование школы не только для учеников, но и для учителей и её работников.
  • Желание дать доступ к среде и процессу образования отдельным студентам может выявить проблемы, требующие более общего и концептуального подхода для их решения.
  • Каждый ребёнок имеет право получать образование в школе рядом со своим домом
  • Многообразие и непохожесть детей друг на друга видится не проблемой, требующей решения, а важнейшим ресурсом, который можно использовать в образовательном процессе.
  • Инклюзия подразумевает наличие тесных, близких, основанных на дружбе отношений между школами и обществом, в котором эти школы существуют и действуют.
свернуть